Содержание страницы:
Горшок – особенный предмет в жизни любого малыша. Можно даже сказать, культовый – одна из ключевых стадий его взросления и интеграции в самостоятельную жизнь. Он является прообразом унитаза, которым человек будет пользоваться всю свою последующую жизнь, и один из этапов полового созревания. Поэтому освоение горшка – дело архиважное, хотя и хлопотное для родителей. Чтобы облегчить себе задачу, следует учесть несколько основных правил того, как приучить ребенка к горшку.
Возраст
О возрасте, с которого малыша необходимо знакомить с горшком, не стихают споры родителей со специалистами. Первые, особенно бабушки, за как можно более раннее приучение – с 6-7 месяцев. Вторые указывают на возраст от полутора до двух лет.

Здесь важно понимать мотивы обоих и их аргументацию.
До повсеместного распространения памперсов причиной торопить младенца на горшок были изнурительная ручная стирка и бесконечная сушка пеленок на веревках. Подгузники решили эту проблему, но бабушки со сложившимися стереотипами по-прежнему упорствуют. Доводы физиологов и психологов опираются на науку. Ею доказано: психологическая, социальная и главное – физиологическая зрелость (становление и формирование нервов и мышц, отвечающих за мочеиспускание и дефекацию) большинством детей не достигается раньше 18-24 месяцев. Только с этого возраста они начинают осознанно контролировать свой мочевой пузырь и кишечник, обретают способность задерживать их содержимое и соотносить наполнение с необходимостью опорожнения в горшок. До того ребенком правит бессознательный рефлекс. Если рано приучившие чадо к горшку родители успели заметить его желание и усадить куда надо – их ждет победа, нет – испачканные штанишки. И только с двух лет ситуация меняется кардинально.
В пользу более поздней посадки на горшок говорит доказанный факт: более «поздние» дети значительно быстрее и прочнее обретают контроль над своей выделительной системой.
Определение готовности
Готовность малыша к «горшечной процедуре» определяется не только возрастом, но и индивидуальными особенностями. У разных детей одного возраста кишечник и мочевой пузырь могут функционировать по-разному, сам ребенок – развиваться быстрее или медленнее. Наблюдайте за малышом.

Ребенок готов к обучению, если
- понимает речь, простые просьбы взрослых («Принеси мячик») и может хотя бы одним-двумя понятными родителям словами озвучить свои потребности и ощущения (например, когда голоден);
- умеет хорошо сидеть, стоять, ходить, собирать предметы и складывать на свои места, сам присаживается на корточки и поднимается, наклоняется и разгибается;
- может самостоятельно снять и надеть трусики, колготки, тянет вниз мокрый подгузник, пытаясь избавиться от него;
- начинает интересоваться процессом хождения в туалет, своими выделительными органами, горшком, пытается подражать родителям и старшим детям в семье;
- его стул – регулярный, сформированный, после сна и на протяжении 3-4 часов бодрствования малыш может оставаться сухим, а в загаженной или намоченной одежде чувствует себя дискомфортно;
- научился по-своему демонстрировать взрослым желание сходить в туалет.
Терпение и системность
Если по возрасту и всем признакам чадо готово к освоению нового навыка, наберитесь терпения, вооружитесь чувством юмора и пониманием, что малыш должен пройти все стадии взросления постепенно. Не раздражайтесь при неудачах, будьте неизменно дружелюбны и демонстрируйте свою любовь.
Придерживайтесь нескольких правил
- на время обучения выбирайте ребенку легко снимаемую одежду;
- применяйте систему поощрений за успехи, но это должны быть не игры на горшке или конфеты, а небольшие призы, устная похвала или, к примеру, приклеиваемая за каждую победу на спинку стульчика-горшка яркая наклейка;
- обязательные визиты на горшок – перед сном или длительной прогулкой и после них, после приема пищи, также периодически спрашивайте, не хочет ли он в туалет;
- относитесь к обучению как к игре: пристально наблюдайте за каждым сигналом тела ребенка, выдающим его желание «напрудить» в трусики (прекращение игр, уход в уголок и отрешенность, ерзанье и т.д.), тут же, играя, усаживайте его на горшок – процесс должен нравиться крохе и не настораживать его;
- переходите от подгузников к непромокаемым, а потом и обычным трусикам – нежелание ходить мокрым ускорит процесс обучения;
- время, проведенное на горшке, не должно превышать безвредных для кишечника 10-15 минут, засиживания чреваты застоем крови в малом тазу, развитием геморроя и других проблем прямой кишки.
Еще пара уловок
- если малыш сходил себе в памперс, отведите его в ванную, где стоит горшок, вытряхните туда содержимое подгузника – так младенец поймет, где место его выделениям;
- с восторгом анонсируйте начало процесса приучения как увлекательное приключение – это обязательно передастся малышу; подчеркивайте необычность сегодняшнего дня и то, что вам предстоит сделать нечто особенное – начать играть в игру «Вырастаем из памперсов» и ходить в туалет, как папа, мама и старший брат/сестра.
Типичные ошибки родителей

Взявшись за дело очень рьяно, родители могут закончить полным фиаско и отсрочить выработку желаемого навыка еще на долгие месяцы.
Не допускайте типичных ошибок:
- Резкое лишение дитяти памперса. Почти беспрестанное использование подгузника приводит к тому, что мочевыделительная система и кишечник малыша, не получая должной стимуляции, не привыкли задерживать большие порции содержимого. Такие младенцы опорожняются, почти как новорожденные – часто и бесконтрольно. Лишение ребенка привычного комфорта, мокрые трусики в качестве «ускорителя» процесса не помогут. Отучайте его от памперса постепенно – пусть спит без него ночью, потом все дольше обходится днем вплоть до полного отказа.
- Чрезмерная заинтересованность родителей и давление на ребенка. Усаживание на горшок каждый час, неразрешение вставать, пока не сделает «свои дела», навязчивые внушения могут вызвать явное и скрытое противодействие и замедление процесса.
- Ругань, наказания, пристыживание. Младенец воспринимает свои выделения как часть себя, свое продолжение и произведение, он не видит в них ничего постыдного. Наоборот, может звать взрослых, которым доверяет, полюбоваться своим творением. Если за содеянное его начинают ругать, стыдить, ставить в угол, презрительно морщиться и фукать, это вызывает сначала его недоумение, а потом боязнь последствий и нежелание отдавать свое собственное горшку или унитазу. В итоге, просидев на горшке хоть час, малыш делает в штаны, едва встав с него. Также это чревато задержкой кала, что может привести к запорам. Не скупитесь на похвалы, не позволяйте себе раздражаться, а планомерно проводите свою линию – напоминайте, играйте, поощряйте. И вы гораздо быстрее добьетесь своего.
Помощники и союзники

Воспользуйтесь помощью тех, кто находится рядом, а также действуйте собственным примером.
Ваши союзники:
- старшие дети – братья и сестры малыша, стремясь подражать которым ребенок может научиться ходить на горшок в считанные дни;
- одногруппники-ровесники крохи в яслях, уже приученные к горшку и гордо демонстрирующие свое умение «неумехам» - а те усиленно пытаются наверстать упущенное;
- родители могут показывать на себе, для чего используется унитаз и горшок, просто сидя на нем и играя «в туалет»;
- можно показать процесс в игровой форме с использованием любимой куклы или мягкой игрушки.
Время года
Для приучения к горшку лучшее время – лето. Минимум одежды обеспечит минимум постирушек. А если имеется собственный двор, регулярные прогулки с голой попкой без памперса научат ребенка понимать свои позывы и облегчат приучение к горшку. За теплый сезон задача будет решена.
Мальчики и девочки

Обычно девочки приучаются к горшку раньше мальчиков. Это связано с тем, что задание обычно ложится на мать, которая естественно и уверенно объясняет и показывает все дочке. В свою очередь, малышки, желая походить на мам, будут их усиленно копировать.
Отличие полов при справлении малой нужды в том, что мальчики стоят, а девочки сидят. Но на начальном этапе сидя делают маленькие дела все. И лишь позже, копируя взрослых, детвора усваивает разницу.
Процесс приучения к горшку – это не только «пи-пи» и «ка-ка» в него.
Он включает в себя еще несколько моментов:
- подтирание попки;
- смывание содержимого горшка в унитазе;
- одевание;
- мытье рук.
Здесь открывается еще одна особенность горшковой гигиены для девочек. При вытирании попы с раннего детства необходимо научить малышку пользоваться бумагой, совершая движения спереди назад, а не наоборот. Это станет полезной привычкой на всю жизнь и предотвратит возможное попадание болезнетворных бактерий и возбудителей инфекций из прямой кишки в вульву или мочеиспускательный канал.
Если малыш упорно не желает ходить на горшок

Любым родителям хочется поскорее приучить ребенка к азам гигиены и чистоплотности. Если уборка нечистот затягивается, это вызывает злость и гнев. Но когда вы успокоитесь, подумайте о причинах нежелания малыша ходить на горшок.
Среди таких причин могут быть:
- медицинские факторы – запоры с болезненными микротрещинами в прямой кишке, аллергические реакции или раздражения вследствие поноса;
- психологические моменты – стрессы из-за выхода родителей на работу, появления нового младенца, переезда, неурядиц в семье и т.д.
В первом случае достаточно провести осмотр ребенка и обратиться к нужному специалисту. Во втором рекомендация одна – отставить горшок подальше на несколько недель и повернуться лицом к своему малышу. Вашу эмоциональную связь усилят приятные развлечения, а общение без претензий и любовь к малышу – такому, какой он есть, повысит его самоуважение.
Подумайте: конечно, вы не стали бы ругать свое чадо за то, что оно падает, делая первые в жизни шаги. В приучении к горшку руководствуйтесь тем же – похвалы за успех, закрывание глаз на «провалы». Не злитесь на него за сопротивление или «тупость». Он обязательно все освоит в свое время. Просто помогите ему, а если не хватает терпения, обратитесь к опытному человеку или психологу. Не зацикливайтесь на сроках, не спешите сами и не торопите ребенка — пусть даже он походит в подгузниках еще несколько лишних месяцев. Зато ваш малыш сохранит и разовьет после приучения к горшку здоровое представление о себе и без стрессов и фобий подойдет к следующей фазе половой идентификации. Ведь здоровый и гармонично развитый ребенок – это и есть ваша цель, не так ли?
