Содержание страницы:
Буллинг, травля или моббинг - социальное явление, присущее человеческому обществу, как предполагают ученые, с первых этапов его появления. Это систематические нападки, причинение физического вреда намеренно, с целью унизить слабейшего, который не может по каким-то причинам дать отпор.
Природу склонности к жестоким “развлечениям” изучают клинические и социальные психологи. Чтобы понять механизм появления агрессии сильного и властного по отношению к слабому и подчиненному, было проведено множество социальных экспериментов. Очень показателен тюремный эксперимент Филипа Зимбардо, или Стэнфордский тюремный эксперимент, где участвовали 24 студента - юноши из хороших семей, психологически устойчивые и не замеченные в склонности к насилию.
Коллектив разделили на две группы: одна выполняла роль охранников, другая - заключенных. Эксперимент не удалось довести до конца: через 6 дней “охранники” вовсю издевались над “заключенными”, и его пришлось прервать, признав неэтичным.
Это лишь один пример искусственно созданной ситуации, доказывающей, что беспомощность жертвы разжигает агрессию преследователя, а для травли не нужен повод. Повседневная действительность предоставляет немало подтверждений этих фактов.
Разновидности травли
Буллинг бывает прямым или косвенным; первый чаще происходит среди учеников младших классов, второй - старших и средних. Подавляющее большинство агрессоров - мальчики, они же в большинстве случаев становятся жертвами. Мальчики также активнее девочек участвуют в коллективных насильственных действиях против аутсайдера. Наиболее популярные приемы травли в школе:
- побои
- отъем денег
- порча личных вещей
- угрозы
- принуждение к чему-либо
- словесная агрессия, оскорбления
- очерняющие сплетни
- игнор (бойкот)
- неприличные жесты.
Кибербуллинг
Для кибербуллинга, то есть преследования жертвы на просторах интернета, используется электронная почта и социальные сети; создаются фотожабы и мемы с изображением жертвы, публикуются фрагменты личной и открытой переписки. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в оскорблениях однокашников в соцсетях. Унижениям подвергались и учителя - число пострадавших от кибербуллинга педагогов в Москве достигает 17%.
Травля со стороны сиблингов
В борьбе за родительское внимание, материальные ресурсы, доминирование проявляется буллинг между родными или сводными братьями и сестрами (сиблингами). Ситуацию может спровоцировать возложение на старшего ребенка родительских функций, неравное распределение материальных ресурсов и ласки.
Психологические портреты участников травли
В ситуации буллинга участвуют жертва, преследователь и наблюдатели. Психологи пришли к выводу, что каждая из ролей - в какой-то степени отражение личностных качеств человека. Поэтому дети с определенными особенностями характера находятся в “группе риска”.
Типичная жертва школьных агрессоров
Чаще всего жертвой школьных издевательств становятся дети , обладающие такими чертами, как:
- сентиментальность
- чувствительность
- повышенная тревожность
- заниженная самооценка
- склонность к одинокому досугу.
Дети с подобным характером мало играют со сверстниками, предпочитая общество взрослых, книгу, компьютерные игры. Они часто плачут, подвержены приступам грусти, не любят спорт и находятся в слабой физической форме. Типичная жертва преследований замкнута, не ладит с окружающими, низко оценивает свою привлекательность и ум.
Перечисленные качества появляются как последствия травли, но могут и спровоцировать её. Для агрессивно настроенных сверстников эти свойства личности - сигнал, что перед ними легкая добыча.
Детей со слабым здоровьем преследуют чаще, особенно, если хронические болезни повлияли на внешность ребенка. Среди заболеваний, которыми страдают жертвы буллинга, на первых местах следующие:
- ожирение
- диабет
- СДВГ
- аутистические расстройства
- эпилепсия
- гормональные патологии.
Нередко преследуются девочки и мальчики, чья внешность и манеры воспринимаются сверстниками как не соответствующие гендеру. “Феминные” юноши или девушки, предпочитающие гендерно-нейтральную одежду и аксессуары, сталкиваются с угрозами и агрессией чаще остальных.
Характерные черты ребенка-преследователя
Типичный зачинщик травли имульсивен, обладает взрывным темпераментом и издевается над другими, чтобы самоутвердиться. Ребенок может быть нарочито грубым, демонстрировать отсутствие эмоций и показную агрессию, создавать имидж отщепенца и маргинала.
На деле такое поведение - лишь маска. Преследователи обычно хорошо социализированы, пользуются авторитетом, окружены приятелями и, не в пример жертвам, редко испытывают одиночество. Дети-агрессоры гораздо меньше склонны к депрессиям и тревожным расстройствам, чем аутсайдеры.
У преследователей высокий эмоциональный интеллект, который они используют для манипулирования другими, используя их чувства и состояния. Они третируют слабых, чтобы получить материальные и психологические выгоды: авторитет, власть, деньги, ценные вещи. Обижая другого, агрессор получает моральное удовлетворение - подтверждение своей силы.
Провоцирующая жертва
Некоторые дети совмещают манеру поведения агрессора и жертвы; выступают в обеих ролях по отношению к разным людям. Например, получив оскорбление от главного хулигана школы, спешат отыграться на безобидном ребенке из своего класса. “Провоцирующая жертва”, как таких детей называют психологи, нередко ведет себя агрессивно. У нее слабый самоконтроль и уровень социальной адаптации, низкая популярность в классе. Ребенок тяжело усваивает информацию, часто испытывает тревогу, депрессию. Он редко пользуется любовью учителей, склонен к суицидам, членовредительству.
Свидетели буллинга
Поведение свидетелей определяет развитие конфликта. Получив поддержку, хулиган усиливает нападки, но видя осуждение и сострадание жертве, прекращает их.
Большинство детей в глубине души сочувствуют жертве, но из страха занять ее место не поддерживают преследуемого. В душе у свидетелей бушуют противоречивые чувства - вина за пассивность и желание напасть на жертву вместе с зачинщиком. Если дети постоянно наблюдают унижение слабого, то постепенно теряют способность сочувствовать.
Роль учителя в происходящем
Глядя на разворачивающуюся у них на глазах трагедию, дети дублируют отношение учителя к происходящему. Педагоги часто пускают травлю на самотек, считая, что она научит ребенка здоровому взаимодействию с членами коллектива. Учитель перекладывает ответственность с агрессора на жертву, руководствуясь стереотипами:
- нужно уметь постоять за себя
- нельзя избегать общества других
- травля учит адаптироваться в социуме.
Учитель может и не озвучивать подобные убеждения. Дети перенимают эту политику неосознанно, руководствуясь примером педагога, особенно если тот пользуется авторитетом. Хотя классный руководитель понимает механизмы и возможные последствия происходящего, в ряде случаев он предпочитает сохранять нейтральную позицию и не вмешиваться. Из-за этого буллинг продолжается и может принимать угрожающие формы. Взрослый при желании способен остановить насилие; от его поведения зависит, насколько безопасно чувствует себя ребенок в школьном коллективе.
Предпосылки возникновения буллинга в семье и обществе
Говоря о причинах травли, нельзя игнорировать характер и модель поведения жертвы. Но есть еще много причин, которые подготовили почву для печальных событий. Они скрываются как в семье, так и в обществе, его культурной парадигме.
Негативные установки, полученные дома, помогают привлечь внимание агрессора: тот быстро распознает мишень для нападок. Основные “семейные” факторы буллинга - это:
- словесная агрессия
- домашнее насилие
- развод родителей
- повторный брак
- жестокое обращение - шлепки, подзатыльники, порка и т.д.
- чрезмерная родительская опека
- выученная беспомощность (установка на неуспех).

Последний пункт воспитывается родителями, которые редко поощряют успехи ребенка, но часто наказывают его за неудачи, боятся перехвалить.
Как общество воспитывает склонность к насилию
- Детей учит агрессии многое: пример взрослых, трансляция сцен жестокости в СМИ, общественные кризисы (война, революция, переворот). Социальные потрясения повышают уровень тревожности и уязвимости. Комбинация беспомощности и тревоги повышает риск стать жертвой или нападающим.
- В традиционных культурах, где отношения в семье, на службе, в образовательных учреждениях вертикально-иерархичны, проблема травли особенно актуальна. В обществах демократичных стремление самоутвердиться за счет другого встречается реже.
- Яркий пример, как жесткие рамки и правила провоцируют нарушение личностных границ - армейская дедовщина, работающая на объединение группы, сложившейся в принудительном порядке. Психологи считают, что дедовщина для многих - способ преодолеть негативные переживания, связанные с недобровольностью службы в армии. Офицеры не вмешиваются, чем негласно поддерживают буллинг.
Последствия школьных преследований
- У ребенка, пережившего травлю, создается впечатление, что окружающий мир - место опасное и враждебное. Жертвы травли подвержены болезням, связанным с психосоматикой: среди них энурез, психические расстройства, нервные заболевания, гормональные сбои. Они больше других склонны к клинической депрессии и суициду.
- Исследование, в котором участвовали более 3500 подростков, показало: дети, подвергшиеся физическому и психологическому насилию со стороны сиблингов, чаще других по достижению старшего подросткового возраста страдали расстройством психики. У многих появились симптомы шизофрении.
- У детей, участвовавших в травле (агрессоров и наблюдателей), к 18 годам психозы развивались в 2-3 раза чаще, чем у остальных, а у жертв - в 4 раза чаще. Ученые отметили: подвергавшиеся нападкам в семье чаще становились мишенями для школьных хулиганов.
Как остановить травлю ребенка в школе
Родителям ребенка, которого травят в школе, стоит бороться за него на уровне администрации школы и отдела народного образования. Если ученика преследуют в интернете, сохраните скриншоты с враждебными высказываниями, карикатуры и фотожабы. Ребенка ударили - немедленно обратитесь за судебно-медицинской экспертизой. Синяк поможет завести дело о правонарушении.
Родители жертвы часто сталкиваются с враждебностью родителей агрессоров. Никому не хочется признавать, что их ребенок - жестокий хулиган. Не вступайте в пространные споры: вместо этого потратьте время на сбор доказательств и напишите заявление в управление образования и полицию. Нередко учителя скрывают факт травли от директора - убедитесь, что администрация школы в курсе происходящего.
После привлечения внимания к проблеме в правовом поле родители и учителя с большей вероятностью пойдут вам навстречу. Главное - не игнорировать буллинг, не считать его нормальным явлением и не руководствоваться расхожей фразой “дети сами разберутся”. У детей и подростков еще не сформированы моральные ценности, психика пока пластична и нестабильна. Поэтому прекращение нездоровых отношений “жертва-преследователь” должны взять на себя родители и педагоги.