Подросток не хочет учиться - что делать

“Сделайте так, чтобы он учился!”,- отчаянная просьба, которую детский психолог часто слышит от родителей своих несовершеннолетних клиентов. “Да, учеба меня не интересует”, - печально констатирует чадо, вертя в руках смартфон, или планшет, или другой какой-нибудь современный гаджет.
подросток не хочет учиться
школьный класс

Уставшие “предки” обвиняют в ситуации СМИ и компьютерные игры: можно подумать, если отнять у ребенка развлечения, он тут же начнет выигрывать областные олимпиады по математике. Взрослые забывают, что и в их юности далеко не все тянулись к знаниям. Огромное количество выпускников средней школы вовсе не стремилось в ВУЗ, а шло в армию, на завод, в ПТУ - осваивать несложную рабочую профессию.

Как заинтересовать подростка в учебе

Общего алгоритма создания мотивации к обучению, к сожалению, не существует. Иногда психотерапевты действуют, исходя из характера и предпочтений ребенка. Например, если тот любит читать фэнтези, предлагают написать собственный роман в этом стиле, за основу сюжета взяв события из учебника истории. Можно поехать на раскопки за материалом для будущей книги, заодно и развеяться - подростки, как и взрослые, устают от рутины, им тоже необходима смена обстановки.

Некоторые дети любят химические эксперименты и даже записывают их на видео: таким можно посоветовать взяться за выращивание кристаллов, проверять качество воды из-под крана, сравнивать его с фильтрованной или взятой из реки.

Однако творческие планы порой вдребезги разбиваются о безразличие ребенка к любой полезной активности. Остается несколько вариантов родительского поведения, а точнее - всего три:

  • Поменять школу; может статься, ребенку не подходят методики учителей, не интересует программа, не нравится коллектив. Иногда смена учебного заведения дает ощутимый результат; некоторые педагоги способны заинтересовать предметом отъявленных лентяев.
  • Если вы уверены, что несмотря на нежелание ребенка учиться, образование ему необходимо - примените проверенный способ поощрений и наказаний. Здесь не обойтись без родительской смекалки. Наградой за изобретательность будет благодарность выросшего чада, которое еще скажет спасибо за то, что у него теперь есть прекрасная профессия.
    Этот подход лучше всего работает с детьми 10-15 лет. У младшего школьника мотивация для хороших оценок - желание порадовать маму или учительницу. После 15 лет появляются “взрослые” цели: например, поступление в ВУЗ мечты. В промежутке между этими возрастами с мотивацией дела обстоят не лучшим образом: настроить дитя на учебу проще с помощью условной “морковки”, что вешают перед мордой лошади.
  • Иногда можно временно оставить ребенка в покое. Предоставьте ему возможность заниматься тем, что нравится. Безделье бывает очень ресурсным состоянием - оно оставляет время, чтобы по-настоящему соскучиться и захотеть чего-либо всей душой. Вспомните себя: возможно, вам тоже не очень-то нравилось решать уравнения и учить даты?
    Психологи утверждают: недобровольная учеба может вызывать сильный стресс. Она приводит к внутреннему протесту и убивает ростки желаний и стремлений. Впоследствии сложившийся механизм “принудиловки” заставляет человека так же безрадостно и апатично карабкаться по социальной лестнице, не испытывая удовольствия от жизни. Кстати, алкоголь и наркотики - один из способов ухода в иную реальность от подобной внутренней пустоты.

Какую стратегию поведения выбрать, решать придется самостоятельно. Учитывайте психотип ребенка, наблюдайте за ним и делайте выводы, какой способ принесет больше пользы и причинит минимум вреда.

Физиологические предпосылки трудностей в учебе

Рост и половое созревание - трудный процесс, в этот период детям бывает не до учебы. Есть 4 причины, по которым вашей дочери или сыну действительно тяжело выучить материал, сделать логическое обобщение, выделить суть мысли, которую пытается передать учитель:

  • В коре головного мозга процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что мешает сосредоточиться. Человека отвлекает каждая мелочь: потому-то ему так трудно сконцентрировать внимание на параграфе из учебника, особенно, если материал подается откровенно скучно.
  • Из-за неравномерного роста костей и мышц у подростка нарушается координация движений, кости становятся хрупкими. Поэтому так часты случаи переломов у детей в переходном возрасте. Бывает, что ребенку хочется целыми днями лежать, растянувшись на диване - не стоит устраивать лентяю нагоняй. Если ученик предпочитает делать уроки в постели - оставьте ему это право. Принесите ему туда что-то вкусное - пусть видит, что труд поощряется и уважается.
  • Сердце не успевает за ростом организма, у подростков бывают приступы тахикардии, повышается давление. В мозг поступает мало кислорода, ребенку трудно соображать, он испытывает слабость, головокружение, случаются и обмороки. Не ругайте юношей и девушек за долгие прогулки. Пусть выходят на улицу во время перемены, гуляют с собакой, побольше двигаются - иногда даже если еще не успели сделать всех уроков.
  • Подрастающее поколение не отличается эмоциональной устойчивостью. Согласитесь, трудно быть прилежным учеником, если вас переполняют сильные эмоции. Виновник колебаний настроения - гормональный всплеск. Это из-за него вчерашних милых детей раздражают до озлобления сущие пустяки и заставляют плакать пошлейшие банальности. Особенно страдают от перепадов настроения девочки. Ведь у них устанавливается менструальный цикл, а это означает колоссальную перестройку гормонального фона.

Теперь вы видите, сколь велика физиологическая нагрузка на юного человека. Чтобы облегчить ее, соблюдайте рекомендации детских психологов:

  • следите, чтобы ребенок спал в течение 9 часов ежедневно. Во сне восстанавливаются нервные клетки, улучшается прохождение импульсов
  • прогулки необходимы каждый день, они помогают насытить клетки мозга кислородом; голова будет реже кружиться, повысится концентрация внимания
  • общайтесь с ребенком на его языке, интересуйтесь его миром. Помогите сделать классные фотографии для социальных сетей - ребенок оценит, что вы интересуетесь не только тем, надел ли он шапку или уроки, а вы сможете преодолеть дух сопротивления. Ваша дочь или сын нуждаются в доверительном общении с родителями, хотя делают вид, что это не так
  • позволяйте иногда не выучить уроки до конца; что-то можно отложить на потом или сделать частично. Чрезмерные нагрузки (стоить учитывать, что это понятие субъективно для каждого ученика) провоцируют усталость и отвращение к учебе
  • контролируйте эмоции. “Взрывные” подростки ценят выдержку и трезвый ум и в глубине души сами хотят обладать этими качествами. Вы повысите свой авторитет, проявив сдержанность и корректность.

Последний совет отчаявшимся родителям: обследуйте ребенка у врачей. У подростков нередко развиваются неврологические патологии. Также, возможно, ваш сын или дочь страдает когнитивными расстройствами в легкой форме: иногда дислексия или дисграфия протекают незаметно, и кажется, будто ребенок просто ленив. Современные методы нейропсихологической коррекции помогут ему адаптироваться к учебе.

Дата создания документа:
Дата последнего редактирования: 2018-06-01
5 1 5 5
  • Максим
    Очень интересные рассуждения о том, как стимулировать ребёнка к освоению новых знаний. Не соглашусь только со словами про детей, безразличных к любой полезной деятельности. Таких не бывает. Просто для конкретного подростка выбран неэффективный способ раскрытия.
  • Если подросток любит учиться, значит у него серьезные проблемы. Его спасать надо!